Великий художник Сальвадор Дали заметил однажды: «Из пяти чувств, данных человеку, обоняние ближе всего подвигает его к идее бессмертия». С этим можно согласиться или нет, но для большинства людей обоняние – основной способ познания мира.
В самом деле, попробуйте спросить своих знакомых о самых ранних впечатлениях детства – и многие обязательно употребят слова «запах» или «аромат». Бабушка печет булочки или варит варенье – и пахнет ванилью или клубникой, мама наряжает дочку, чтобы идти в гости и ее платье надушено такими знакомыми духами… Или бывает наоборот: мимолетный запах воскресит вдруг счастливые или печальные воспоминания, оживит картину прошлого.
Мир состоит не только из зрительных образов и осязаемых предметов, но и из таких эфемерных вещей, как ароматы и, хотим мы этого или нет, мы тоже являемся носителями собственных, индивидуальных ароматов, данных нам природой. А духи – великое изобретение человечества – призваны не только всячески подчеркивать нашу индивидуальность, но и служить связующим звеном между нами и окружающими нас людьми.
Мы, в сущности, общаемся между собой так же, как и наши предки – на вербальном и невербальном уровнях. Речь человека – главнейший показатель уровня его образования и социального положения, доступный слуху аудитории. Одежда, украшения, аксессуары – это внешние проявления индивидуальности человека, доступные зрению и осязанию окружающих. А вот исходящий от него аромат мы интуитивно воспринимаем как выражение его внутренней сущности.
Главный парфюмер фирмы «Шанель» Жак Польж заметил: «Платье – это украшение внешности, а духи – внутренне измерение женского начала».
Аромат нельзя потрогать или увидеть, но его можно «переживать» – наверное, это самое подходящее слово для определения того чувства, которое возникает при осознании присутствия аромата. Он влияет на настроение, на уверенность в себе, может будить самые разнообразные чувства… но только в том случае, если он верно подобран. Ведь подобрать аромат – целое искусство, овладеть которым должна каждая женщина и каждый мужчина.
|